техническая информация

стандартные условные обозначения

1. нагревостойкость электроизоляционных материалов

Для оценки стойкости электрической изоляции к воздействию температуры ГОСТ 8865-93 приняты классы нагревостойкости. Классы нагревостойкости и соответствующие им температуры приведены в таблице:

2. основные режимы работы.

ГОСТ Р 52776-2007 оговаривает следующие режимы работы асинхронных электродвигателей:

  • Продолжительный режим работы S1. При заказе двигателя, работающего в режиме S1достаточно указать его номинальную мощность.
  • Кратковременный режим работы S2. При заказе двигателя, работающего в режиме S2, необходимо оговаривать продолжительность его работы.
  • Повторно-кратковременный режим работы S3. С продолжительностью включения (ПВ) 15, 25, 40, 60%. Продолжительность одного цикла принимается равной 10 мин. При заказе двигателя, работающего в режиме S3, необходимо оговаривать номинальную мощность, продолжительность включения (ПВ) и длительность цикла (если она отличается от 10 мин.).
  • Повторно-кратковременный режим работы с частыми пусками S4. С продолжительностью включения (ПВ) 15, 25, 40, 60%. С числом включений в час 30, 60, 120, 240 (если не установлено иное), при коэффициенте инерции FI 1,2; 1,6; 2,0; 2,5; 4,0; 6,3; и 10 (если не установлено иное). При заказе двигателя, работающего в режиме S4 необходимо оговаривать номинальную мощность, продолжительность включения (ПВ), число включений в час и коэффициент инерции. Коэффициент инерции – отношение динамического момента инерции приводного механизма к моменту инерции ротора электродвигателя.
  • Повторно-кратковременный режим с частыми пусками и электрическим торможением S5. С продолжительностью включения (ПВ) 15, 25, 40, 60%. С числом включений в час 30, 60, 120, 240 ( если не установлено иное), при коэффициенте инерции FI 1,2; 1,6; 2,0; 2,5;  и 4,0 (если не установлено иное). Данный режим работы двигателя включает в себя те же элементы, что и S4, с дополнительным периодом быстрого электрического торможения. При заказе электродвигателя, работающего в режиме S5, необходимо оговаривать те же параметры, что и для режима S4.

3. климатические исполнения

Виды климатических исполнений электродвигателей определены ГОСТ 15150-69 и приведены в таблице:

  • Для районов с умеренным и холодным климатом — УХЛ.
  • Для районов с умеренным климатом — У.
  • Для районов с влажным тропическим климатом ТВ.
  • Для районов с сухим тропическим климатом ТС.
  • Для районов, как с сухим, так и с влажным тропическим климатом Т.
  • Для районов на суше, кроме района с очень холодным климатом О.
  • Для районов с умеренно холодным морским климатом — М.
  • Для районов с  тропическим морским климатом, в том числе для судов каботажного плавания или иных, предназначенных для плавания только в этом районе — ТМ.
  • Для районов как с умеренно холодным, так и тропическим морским климатом, в том числе для судов неограниченного района плавания. — ОМ.

В зависимости от места размещения электродвигателя при эксплуатации, их изготавливают в соответствии следующим категориям размещения:

  • Для эксплуатации на открытом воздухе  — 1.
  • Для эксплуатации под навесом или в помещениях, где колебания температуры и влажности несущественно отличаются от колебаний на открытом воздухе — 2.
  • Для эксплуатации в закрытых помещениях с естественной вентиляцией без искусственно регулируемых климатических условий — 3.
  • Для эксплуатации в помещениях с искусственно регулируемыми климатическими условиями — 4.
  • Для эксплуатации в помещениях с повышенной — 5.

4. степень защиты

Степени защиты, обеспечиваемые оболочками вращающихся электрических машин, их классификация и обозначения установлены ГОСТ 17494 – 87.

Основное обозначение способа защиты  состоит из латинских букв IP (International Protection) и следующих за ними двух цифр.

Первая цифра обозначает степень защиты, обеспечиваемую оболочкой от проникновения инородных твёрдых тел – это относится к защите персонала от прикосновения к токоведущим и движущимся частям электрической машины.

Вторая цифра обозначает обеспечиваемую оболочкой степень защиты от вредных воздействий проникающей воды.

Если требуется обозначить степень защиты одной характеристической цифрой, то опущенную цифру заменяют буквой X:  IPX5, IP2X.

Степени защиты, обозначаемые первой цифрой:

0 — нет специальной защиты.

1 — исключено случайное прикосновение (или приближение) к токоведущим (или движущимся) частям внутри оболочки электрической машины частью тела, например рукой, но не предусмотрена защита от умышленного прикосновения. Исключено проникновение под оболочку твёрдых тел диаметром более 50мм.

2 — исключено приближение (или прикосновение) к токоведущим (или движущимся) частям внутри оболочки электрической машины  пальцами или предметами длиной не более 80 мм. Исключено проникновение под оболочку  твёрдых тел диаметром более 12 мм.

3 — исключено проникновение под оболочку электрической машины твёрдых тел диаметром более 2,5 мм.

4 — исключено проникновение под оболочку электрической машины твёрдых тел диаметром более 1мм.

5 — исключено проникновение под оболочку электрической машины пыли в количестве достаточном для нарушения работы машины.

6 — исключено проникновения под оболочку электрической машины пыли полностью.

Степени защиты, обозначаемые второй цифрой:

0 — нет специальной защиты.

1 — вертикально падающие капли воды не оказывают вредного воздействия на электрическую машину.

2 — вертикально падающие капли воды не оказывают вредного воздействия на электрическую машину, находящуюся под углом до 15 градусов от стандартного положения.

3 — капли воды, падающие под углом до 60 градусов к вертикали, не оказывают вредного воздействия на электрическую машину.

4 — вода, разбрызгиваемая на  электрическую машину с любого направления, не оказывает на неё вредного воздействия.

5 — струя воды из шланга с наконечником направленная на электрическую машину не оказывает на неё вредного воздействия.

6 — внутрь электрической машины, подвергающейся воздействию морских волн или мощных водяных струй, не проникает вода, в количестве, оказывающем на неё вредное воздействие.

7 — внутрь электрической машины, погруженной в воду на определённую глубину и на непродолжительное время, не проникает вода в количестве, оказывающем на неё вредное воздействие.

8 — электрическая машина, погруженная в воду на продолжительно время при условиях определяемых изготовителем, сохраняет свою работопригодность.

Наиболее распространёнными и рекомендованными для электрических машин являются следующие степени защиты: IP12, IP21, IP22, IP23, IP44, IP54, IP55.

Таблица соответствия электродвигателей по степеням защиты

*Увеличение одного из показателей защиты, соответственно ведет к повышению другого (например, изделие, которое может быть временно погружено в воду, достаточно защищено, чтобы полностью не пропускать пыль). Поэтому возможно существование только приведенных выше комбинаций степеней защиты IP. Cсуществование степени защиты, например, IP28 невозможно.

5. конструктивные исполнения

Электродвигатели имеют различные конструктивные исполнения по способу монтажа в соответствии с ГОСТ 2479-79. Вид конструктивного исполнения электродвигателя обозначается латинскими буквами IM и четырьмя цифрами:

IM X  XX  X

Первая цифра – конструктивное исполнение.

  • 1 — на лапах с подшипниковыми щитами.
  • 2 — на лапах с подшипниковыми щитами, с фланцем на подшипниковом щите (или щитах).
  • 3 — без лап с подшипниковыми щитами, с фланцем на одном подшипниковом щите (или щитах), с цокольным фланцем.
  • 4 — без лап с подшипниковыми щитами, с фланцем на станине.
  • 5 — без подшипниковых щитов.
  • 6 — на лапах с подшипниковыми щитами и со стояковыми подшипниками.
  • 7 — на лапах со стояковыми подшипниками (без подшипниковых щитов).
  • 8 — с вертикальным валом, кроме групп от IM1 до IM
  • 9 — специальное исполнение по способу монтажа.

Вторая и третья цифры – условное обозначение способа монтажа (2-я цифра, значения от 0 до 7) и направление конца вала (3-я цифра, значения от 0 до 9) установлены для каждой группы электрических машин (от IM1 до IM9). И отражает пространственное положение станины и вала электродвигателя, а также конструктивные особенности крепления станины.

Четвёртая цифра в обозначении – исполнение вала электродвигателя.

  • 0 без вала.
  • 1 с одним цилиндрическим концом вала.
  • 2 с двумя цилиндрическими концами вала.
  • 3 с одним коническим концом вала.
  • 4 с двумя коническими концами вала.

Примеры обозначения наиболее часто встречающихся исполнений

Примеры обозначения наиболее часто встречающихся исполнений

IM1001 (1081)

1.fw

IM1002 (1082)

2.fw

IM1003 (1083)

3.fw

IM1004 (1084)

4.fw

IM2001 (2081)

21.fw

IM2002 (2082)

22.fw

IM2003 (2083)

23.fw

IM2004 (2084)

24.fw

IM3001 (3081)

31.fw

IM3003 (3083)

32.fw

IM1008 (1088)

33.fw

IM2008 (2088)

34.fw

6. вводные устройства

Вводные устройства (коробки выводов) электродвигателей обычно расположены сверху станины и допускают разворот на 180 градусов.

Конструкция коробок выводов предусматривает возможность присоединения кабелей с медными или алюминиевыми жилами, с оболочкой из резины или пластика, а также проводов в гибком металлорукаве. Ввод осуществляется через один или  два штуцера, либо через удлинитель под сухую разделку или эпоксидную заделку кабеля.

Вводные устройства могут иметь следующие исполнения:

  • К-3-I c клеммной панелью выводов и одним штуцером.
  • К-3-II c клеммной панелью выводов и двумя штуцерами.
  • К-2-I с без клеммной панели выводов и одним штуцером.
  • К-2-II без клеммной панели выводов и двумя штуцерами.
  • К-3-М с клеммной панелью выводов и удлинителем.